Болты — крепёжная резьбовая деталь в виде цилиндрического стержня с головкой, часть которого снабжена резьбой, предназначенной для навинчивания гайки.
- • откидные (ГОСТ 3033-79*)
- • анкерные (ГОСТ 24379.1-80)
- • рым-болты (ГОСТ 4751-73*)
- • болты с шестигранной головкой (ГОСТ 7798-70*, ГОСТ 7805-70*, ГОСТ 15589-70*, ГОСТ 7796-70*, ГОСТ 7808-70*, ГОСТ 15591-70*, ГОСТ 7795-70*, ГОСТ 7811-70*, ГОСТ 15590-70*, ГОСТ 7817-80*, ГОСТ 10602-72*, ГОСТ 18125-72*)
- • болты с полукруглой головкой (ГОСТ 7783-81*, ГОСТ 7801-81*, 7802-81*)
- • болты с потайной головкой (ГОСТ 7785-81*, ГОСТ 7786-81*, ГОСТ 17673-81*)
- • с фланцем (DIN 6921)
Классификация болтов по сферам применения:
• Лемешные - используются для крепления навесного оборудования для сельскохозяйственных машин.
Класс прочности: 3.6; 3.8; 4.6; 4.8.
• Мебельные - используются в мебельной промышленности и строительстве.
Класс прочности: 3.6; 4.6; 5.8
• Высокопрочные - используются в агрессивных средах в условиях химических производств, при работе в высокотемпературных режимах, в конструкциях, механизмах и на других объектах, работающих в условиях пониженных температур (в т.ч. Крайнего Севера), при высоких требованиях по выдерживанию больших разрывных усилий, предъявляемых к крепежным соединениям, испытывающим повышенные динамические и статические нагрузки, при необходимости достичь высокую прочность соединения, в т.ч. соединение деталей с/х машин, ж/д креплений, креплений деталей и соединений кранов, в мостостроении, при креплении ограждений автодорог.
Является наиболее распространённым видом деталей машин, сооружений.
Класс прочности: 8.8; 10.9
По действующей международной классификации к высокопрочным болтам относятся изделия, временное сопротивление которых больше или равно 800 Мпа. Исходя из этого параметра, классы прочности для высокопрочных болтов начинаются с класса 8.8 для болтов и 8 для гаек. Прочностные характеристики болтов определяются, выбором соответствующей марки стали и технологией его изготовления. Современная технология изготовления высокопрочных болтов, базируется на использовании методов холодной или горячей высадки заготовок и накатки резьбы на специальных автоматах. В качестве исходного сырья используются низкоуглеродистые и легированные стали( с содержанием углерода не более 0,40%) марок 10КП, 20КП, 10, 20, 35, 20Г2Р, 65Г, 40Х. Механические свойства высокопрочных болтов, также определяются свойствами используемой стали с последующей термической обработкой в электропечах с защитной средой, предотвращающей обезуглероживание изделий. Метизное производство располагает необходимым оборудованием для изготовления термообработанного высокопрочных болтов наиболее широко употребляемых классов прочности 8.8., 10.9. и высокопрочных болтов по ГОСТ 22356-70. Высокопрочные болты изготавливают из стали марок 35, 20Г2Р, 40Х. Чаще других используется сталь марки 20Г2Р.
• Дорожные используются для дорожных ограждений, для специальных металлоконструкций
Класс прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 8.8; 10.9
• Машиностроительные используются в машиностроении, автомобилестроении, приборостроении и строительстве в качестве деталей соединения.
Класс прочности: 3.6;4.6;4.8;5.6;5.8;6.6;8.8;10.9
Наиболее распространены болты с шестигранной головкой под гаечный ключ.
Механические свойства болтов, винтов и шпилек из углеродистых нелегированных и легированных сталей по ГОСТ 1759.4-87 (ISO 898/1-78) при нормальных условиях характеризуют 11 классов прочности: 3.6; 4.6; 4.8; 5.6; 5.8; 6.6; 6.8; 8.8; 9.8; 10.9; 12.9. Первое число, умноженное на 100, определяет номинальное временное сопротивление в Н/мм², второе число (отделённое точкой от первого) умноженное на 10, — отношение предела текучести к временному сопротивлению в процентах. Произведение чисел, умноженное на 10, определяет номинальный предел текучести в Н/мм².
Для закрепления соединяемых деталей, болт вставляется в сквозное отверстие в этих деталях, затем на резьбу болта навинчивают гайку и стягивают детали с её помощью. Фиксация деталей в направлениях, перпендикулярных стержню болта, обеспечивается за счёт сил трения от затяжки болта, при условии, что эта сила больше чем сдвигающая сила. В том случае, когда часть нагрузки в этом направлении несёт болт, стержень болта и отверстия в деталях изготавливают с большей точностью. При этом болты работают как штифты. Для предотвращения деформации деталей и/или самооткручивания гайки под головку болта и под гайку подкладывают различные шайбы.
Гайки — вид крепёжного изделия с отверстием, в котором нарезана резьба. Обычно, гайки изготавливаются шестигранной формы под гаечный ключ, но могут быть и квадратными, круглыми с насечкой, с выступами под пальцы («барашки») или другой формы. Основное назначение гаек, вместе с болтом — создать разъемное соединение деталей.
Гайки из углеродистых нелегированных и легированных сталей разделяются по классу прочности 4; 5; 6; 8; 9; 10; 12 — для гаек с нормальной высотой, равной или более 0,8d; 04; 05 — для гаек с номинальной высотой от 0,5d до 0,8d. Класс прочности обозначен числом при умножении, которого на 100 получают значение напряжения от испытательной нагрузки в МПа, и указывает на наибольший класс прочности болтов, с которыми они могут создавать соединение. При этом сочетании, происходит разрушение стержня болта раньше, чем резьбы, что позволяет легко выявить разрушение крепёжного изделия.
• Шестигранная гайка;
• гайка с фланцем;
• гайка с проушиной;
• рым-гайка;
• гайка с пластиковой вставкой;
• гайка прорезная;
• мебельная, гайка;
• гайка шлицевая;
• гайка-барашек;
• гайка квадратная;
• гайка круглая с накатом;
• гайка колпачковая;
• гайка Эриксона и т. д.
Шурупы (от нем. Schraube — винт) — вид специальных винтов, как деталь машин и механизмов, с резьбой большого шага и коническим, пирамидальным, тупым цилиндрическим концом или имеющий на конце сверло, для соединения деталей из дерева, мягких пластмасс и металлов. Головки шурупов имеют различную конструкцию (с шестигранной головкой, с цилиндрической головкой, с полукруглой головкой, с потайной головкой, с полупотайной головкой) под различный крепёжный инструмент.
Основным отличием шурупов является отсутствие необходимости нарезания резьбы. В случае мягких материалов отверстие под шуруп либо вовсе не сверлится, либо сверлится на глубину максимум до начала конического сбега и диаметра, составляющего обычно 70% от диаметра шурупа, в случае твёрдых — крайне желательно предварительное сверление отверстия. В любом случае диаметр отверстия может варьироваться в относительно широких пределах, тогда как под стандартные резьбы винтов или болтов необходимы отверстия строго определённых диаметров. Однако, по сравнению с винтовыми соединениями, резьба, нарезанная шурупом в материале, выдерживает лишь небольшое число повторных закручиваний (типично 1-100), особенно если материал тонкий.
Гвозди — длиной от 6 до 400 миллиметров и диаметром от 0,8 до 8,8 миллиметров
• Гвоздь обычный, строительный
• Винтовой гвоздь
• Дюкерт-гвоздь
• Гребенчатый (ершенный) гвоздь
• Анкер
• Скоба
Дюбель (нем. Dübel) — специализированный гвоздь (дюбель-гвоздь), предназначенный для забивания в бетон, кирпич, и другие строительные материалы. Изготовляется из закалённой стали (ст50, ст60, ст70) и имеющий установочную (направляющую) шайбу для центрирования. Для забивания дюбелей используют специализированные переносные пиротехнические инструменты (монтажный пистолет, и проч).
Анкер (от англ. «anchor» - «якорь») (анкерный болт, дюбель и т.п.) — крепёжная деталь, предназначенная для крепления строительных конструкций и оборудования.
Талреп — устройство для стягивания и выбирания слабины такелажа, кабелей и т. д. Обычно состоит из двух винтов с противоположной резьбой, вкручиваемых в специальное кольцо с двумя резьбовыми отверстиями. Концы винтов делаются с ушком или крюком, к которым крепится трос. Натяжение регулируется вращением кольца, благодаря чему винты сдвигаются к центру. Талрепы применяются в тех случаях, когда требуется очень большое натягивающее усилие и могут различаться по массе от нескольких граммов (для натяжения, например, шторных струн — натяжное усилие несколько килограммов) до десятков килограммов — такие устройства используются при строительстве зданий и мостов (натяжное усилие — десятки тонн).
Коуш (нидерл. kous (глаз)) — каплевидная, круглая или треугольная оправка из металла с желобом на наружной стороне. Коуш заделывается в петлю троса (огон), чтобы предотвратить его от истирания и излома. Петля получается более плавной.